Дополнительное образование в современных условиях.
Поставленная школьной реформой задача обновления системы общего среднего образования приводит к необходимости по-новому взглянуть на место и роль дополнительного образования детей в современных условиях. Оно представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. Многие дополнительные образовательные программы могут выступить стать прямым продолжением базовых образовательных программ, включаться в предпрофильное и профильное обучение. Чрезвычайно широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по самым разным направлениям творческой деятельности детей, можно открыть кружки, клубы, студии, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов учащихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, распознать предпочтения, интересы, склонности и способности детей. Используя разнообразные программы, можно научить детей действительно интересно и содержательно проводить свой досуг. Нельзя забывать и о значительном воспитательном воздействии на детей дополнительного образования. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый коллектив. Участие детей в регулярно проводимых праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу формирования корпоративного духа, чувства гордости за образовательное учреждение. Учреждение дополнительного образования является не только официальным заведением, транслирующим знания, но и сферой разностороннего личностного развития ребенка, местом его комфортного пребывания.
Основные ценности и функции дополнительного образования детей.
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:
  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

К оглавлению



Hosted by uCoz